?

Log in

No account? Create an account

kr555 in japan_painting

Школа Тоса

Всем привет и с прошедшими праздниками!
Долго я сюда ничего не писал, и, смотрю, совсем активность на нуле... Попробую по мере сил как-то немножко это исправлять что ли.
И решил я начать с какого-то обзора японских живописных школ. Вообще школы для японской живописи были исключительно важны, вне школ практически никакого художественного процесса не было, за редкими исключениями. И понимание основных особенностей и взаимосвязей существовавших школ позволяет понять практически любое живописное произведение, положив его на нужную полочку и приклеив ярлык, после чего становится ясной и родословная работы, и её место в окружающей действительности.
Ну а начну со школы Тоса. Если интересно - пишите, потом продолжу. И если не интересно, тоже пишите :) Итак, поехали.

Школа Тоса.

Старейшая школа японской живописи, просуществовавшая с начала 15 до конца 19 века, за это время мы можем насчитать в ней до 25 сменившихся поколений.
Сразу скажу, мне лично эта школа кажется наименее интересной из всех с художественной точки зрения, и за 5 веков она смогла вырастить всего двух выдающихся мастеров (Мицунобу и Мицуоки), да и тех можно считать выдающимися скорее по японским меркам, чем в мировом масштабе. Остальные были эпигонами, эксплуатировавшими находки предшественников. Тем не менее её влияние было очень сильным, и можно даже сказать, что из её недр вышли такие блестящие школы, как Римпа и Укиё-э (хотя это было не прямое наследование традиций, а скорее влияние стиля ямато-э, сохранённого и популяризируемого школой Тоса). Да и след в искусстве всё-таки оставила, взять хотя бы вот этот шедевр:

Тоса Мицуоки (1617-1691), Портрет Мурасаки Сикибу, Храм Исияма.

Работы художников школы отличаются красочной декоративностью, чистотой линий, тщательной проработкой мелких деталей, и очень легко узнаются.

{напоминаю, что практически все картинки кликабельны, их можно скачать в оригинальном размере и при желании порассматривать в деталях}

Итак, художники школы работали в классическом стиле древней японской живописи - ямато-э (декоративная плоскостная живопись минеральными пигментами), таким образом противопоставляя себя пришедшей из Китая монохромной живописи тушью, на которой специализировалась конкурирующая школа Кано. На протяжении практически всего своего существования, с небольшим перерывом, была придворной императорской школой, художники до конца 16 века обслуживали только императорский двор и высшую аристократию, специализировались на дворцовых сюжетах, портретах аристократов, а визитной карточкой художников школы были иллюстрации к классическим романам эпохи Хэйан, особенно к Гэндзи моногатари.
Первым художником, взявшим себе имя Тоса, был живший в конце 14 - начале 15 века аристократ Фудзивара Юкихиро, известный также как Тоса Сёгэн (он взял себе это имя, так как некоторое время был губернатором провинции Тоса). Хотя можно провести историю школы и еще раньше, его отец Фудзивара Юкимицу (около 1352-1389) также был известным художником, главой Императорского живописного бюро, затем эта должность по наследству досталась и Юкихиро. Первым же действительно великим художником, кто утвердил школу Тоса как самую влиятельную в Японии, был Тоса Мицунобу (1434-1525). С одной стороны, он сохранил стиль своих предшественников, об этом можно судить вот по этому дошедшему до нас портрету его кисти, который стилистически восходит к более древним временам:



Тоса Мицунобу (1434-1525), Портрет Момои Наоаки - Токио, Национальный музей - Важное культурное достояние Японии

Но при этом он внёс в стиль ямато-э и свежую струю, породнив его с некоторыми достижениями школы Кано, в частности использованием золота при выполнении монументальных росписей, и вообще заметно усилив декоративную драматическую составляющую. Вот яркий пример:



Тоса Мицунобу (1434-1525), Сосновый лес - Токио, Национальный музей

Некоторое время после смерти Мицунобу школа сохраняла своё положение при императорском дворе, но постепенно хирела, ярких мастеров не воспитывала, и в конце концов Тоса Мицуёси (1539-1613), удалившись от двора, переехал из Киото в город Сакаи близ Осаки. Императорское бюро в это время перешло под управление мастеров школы Кано, а художники Тоса жили за счет продажи своих работ богатым жителям Осаки, и заодно учились новым элементам живописи и новым жанрам, которые больше нравились горожанам - список сюжетов расширился, живопись цветы-птицы и прочие нетипичные для классического японского искусства китайские сюжеты стали ничуть не менее характерными для школы, чем прежние аристократические сценки. Всё это продолжалось до 1634 года, пока Мицунори (1583-1638), тогдашний глава школы, не приехал со своим старшим сыном Мицуоки обратно в Киото. Мицуоки был гениальным мастером, его талант был сразу же распознан при дворе, а в 1654 Мицуоки возглавил Императорское живописное бюро, вернув школе всё её прежнее влияние. Собственно, это единственный мастер школы, на котором стоит остановиться подробнее, приведу довольно много его работ, любуйтесь, они очень разнообразны и всегда великолепны (и если вдруг не обратили внимание, портрет Сикибу вверху - это тоже его):



Тоса Мицуоки (1617-1691), Осенний клён - Киото, Национальный музей - Национальное сокровище Японии



Тоса Мицуоки (1617-1691), совместно с сыном Мицунари (1646-1710), Перепела и хризантемы - Токио, Национальный музей



Тоса Мицуоки (1617-1691) [приписывается], Иллюстрация к Гэндзи моногатари, альбомный лист - Частное собрание Бурк






Тоса Мицуоки (1617-1691), Битва при Ясима/Битва при Удзи, парные ширмы - Токио, Национальный музей

и фрагмент покрупнее:


После Мицуоки школа позиций уже не теряла, вплоть до эпохи Мэйдзи оставаясь придворной императорской школой. А вот с творческой точки зрения в ней наблюдался полный застой, все последующие поколения эксплуатировали находки Мицуоки и более ранних мастеров, не внося от себя ничего нового. В качестве иллюстрации - работа Тосы Мицусада, крупнейшего из поздних мастеров школы, но, как видим, это просто вариация на темы знаменитых перепёлок Мицуоки, никакого развития и чуть меньше таланта:



Тоса Мицусада (1738-1806), Перепела - Лондон, Британский музей

Ну и отдельно следует упомянуть школу Сумиёси. В 1662 году Тоса Хиромити (1599-1670), который более известен под своим буддистским именем Дзёкэй, приехал в г. Эдо для выполнения работ по императорскому заказу, да так там и остался, под именем Сумиёси Дзёкэй организовав собственную школу, фактически получился филиал школы Тоса в Эдо. Художники школы исповедовали те же художественные принципы, и от работ школы Тоса их отличить довольно сложно, но всё же можно заметить некоторое влияние про-китайской школы Кано, которая была несомненным гегемоном в художественной жизни Эдо. Вот неплохой пример:



[Сумиёси] Итая Кэйсю Хиромаса (1729-1797), 2 парных свитка с соколами, 1789 г - Лондон, Британский музей
Тут еще один интересный момент, Хиромаса к моменту написания этого свитка отпочковался от школы Сумиёси и основал собственную небольшую школу Итая. Вот так примерно очень многие японские школы и возникали, почкованием и ветвлением.

Ну и напоследок работа последнего крупного художника школы Сумиёси, известного тем, что в 1856 году он написал ширмы, которые были подарены королю Нидерландов.


Сумиёси Хироцура (1793-1863), Любование цветущей сакурой - Лондон, Британский музей

В общем, та же самая картина, что и с поздней школой Тоса - повторение классических сюжетов, ничего нового, и практически забвение спустя 100 лет.

Comments

Спасибо! Очень интересный материал и чудесные работы. Жалко, что их раньше нигде в инете не встречала. У меня подозрение, что хотя бы часть этих картин выполнена на шелке. Настолько детальная и лаконичная гармония при "откровенном" цветовом решении. Просто влюбилась и в "клен" и в "перепелок". Детальная проработка в "соколах" тоже изумляет. Видно что это живопись по шелку. Спасибо! Здорово!
Ага, всё верно, практически все свитки (кроме раннего портрета Мицунобу) выполнены по шёлку, не по бумаге. Это особенности техники школы: на бумаге хуже держатся минеральные пигменты, да и тушь легче расплывается, а художники Тоса работали очень тонкими графичными линиями, что-то типа китайского гунби.
В инете это всё действительно встретить практически невозможно. Не самая популярная на западе японская школа, мягко говоря. На самом деле такое ощущение, что о ней вообще никто за пределами Японии не знает, кроме специалистов.
спасибо, крайне интересно
> Остальные были эпигонами, эксплуатировавшими находки предшественников.

А тут уши растут не из национально-японской любви к следованию традициям в стиле "шаг в сторону - попытка побега, прыжок на месте - провокация"? Если не ошибаюсь, то добавив к этому консерватизм императорского двора, не получается особо разбежаться. Если ты не гениалено уловил правильное настроение императора, конечно. imho
Да наверно так всё и есть, консерватизм императорского двора не способствовал модернизациям и инновациям. В этом смысле оказалось очень даже хорошо, что школа на какое-то время от него удалялась, они этой свежей кровью потом еще 200 с лишним лет питались.
btw, ваш пост очень интересный, спасибо. надеюсь, что будут продолжение.
Спасибо! Расскажите еще! :-)
Огромное спасибо, очень здорово!